• Титульный

Главное меню

Федеральная сетевая инновационная площадка

Социальная реклама

Музыкальный руководитель

"НЕСКОЛЬКО   ПРИЧИН, ПО   КОТОРЫМ   РЕБЕНКУ НУЖНО  ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ" 

фото  

Причина первая
    Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Причина вторая
    Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на музыкальном  инструменте  надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать  ни ногу, ни даже руку.
• Внимание! Строгие родители! Музыка – это воспитание характера без  риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Причина третья
    Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
• Внимание!  Дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

Причина четвертая
    Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
• Внимание! Мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Причина пятая
    Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
• Внимание!  Прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Причина шестая
    Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным  Моцартом, ершистым и атлетичным  Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
• Внимание!  Амбициозные родители будущих основателей бизнес- империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Причина седьмая
   Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
• Внимание!  Прозорливые родители, ожидающие помощи поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Причина восьмая
    Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает кмаксимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
• Внимание!  Беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Причина девятая
    Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
• Внимание!  Перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

 

 

 

 

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ ИГР СО СЛОВОМ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

фото  


В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка. Поскольку игра - это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, то целесообразно развивать чувство ритма у детей в виде творческой игры.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Актуальность темы:
Развитие музыкально- ритмических способностей, которые способствуют формированию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, с помощью музыкальных игр.
Цель:
Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.

В соответствии с этим музыкальная игра решает следующие задачи:
Создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников.
Развивать у детей звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения в процессе музыкальных игр.
Чтобы лучше понять тему, необходимо  изучить опыт известных ученых педагогов. Одним из первых систему музыкально-ритмического воспитания разработал в конце XIX века Э. Ж. Далькроз. Он создал систему ритмических упражнений, в которых музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. А также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Э. Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера, интеллекта человека.
Широко известен австро-немецкий педагог-музыкант и композитор Карл Орф, чья система музыкального воспитания детей основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование, а так же ритмические и мелодические упражнения.
Так же К. Орф считал наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические, духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.
Музыкально-ритмическим воспитанием детей и юношества в нашей стране занимались такие специалисты как А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина и их ученики – А. Н. Зимина, М. Л. Палавандашвилли.
Из современных педагогов-новаторов это И. Каплунова и И. Новоскольцева. Они создали программу «Ладушки», являющуюся оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности. Элементы программы «Ладушки» вошли в основу моего методического обеспечения.
Сама серия «Ладушки», помимо основной программы, состоит из разных тематик и одна из них: «Этот удивительный ритм» пособие по развитию чувства ритма.
Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма и содержит увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми.
Для того чтобы выполнить поставленную задачу по развитию чувства ритма с помощью игры, необходимо  создание определенных условий. Развивающая среда призвана предоставить детям возможность обучаться в комфортной творческой обстановке.
Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах имеются:
-шумовые и музыкальные инструменты;
- воспитатель может  сам проводит музыкально-дидактические игры;
Одной из важнейших задач по работе музыкального руководителя с педагогами-воспитателями является согласованность действий. Необходимы беседы, консультации, обсуждения по данной теме.
В НОД музыкальный руководитель даёт разнообразные ритмические задания-упражнения в игровой форме. Это делается не только с целью развития ритма, но так же помогает раскрепощению ребят. Постепенно выступая друг перед другом, перед воспитателями и родителями – мои дети из старшей-подготовительной группы могут дойти до того уровня подготовленности, чтобы выступить со своими номерами  на городских конкурсах. Тема развития ритма является для меня очень интересной и многогранной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.
Польза музыкально-ритмической игры неоценима и помогает развитию эмоционально-образного восприятия, выразительности движения и многим другим психическим процессам в организме ребенка.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием решают следующие задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
• эмоциональную отзывчивость на музыку;
• слуховое внимание;
• музыкальную память;
• ладовое чувство;
• тембровый, звуковысотный и динамический слух;
• чувство ритма;
2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.
4. Улучшать дикцию детей.
5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
7. Укреплять голосовой аппарат.
8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.
Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с игрой, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.
Базой для речевых упражнений, служит как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов - металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).
Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка - «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».
Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламациями легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными упражнениями, подготавливающими детей к пению.

 

 

"ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

фото  


Все дети очень любознательны, с большим интересом включаются в любую творческую деятельность, с неутолимой жаждой новых впечатлений. Обучение, построенное на методах учебного познания, когнитивных методах обучения, способствует формированию творческих способностей у детей, что вносит весомый вклад в формирование личностных универсальных учебных действий. Задача музыкального воспитания заключена в формировании предпосылок развития творческого потенциала ребенка-дошкольника.
Проблемное обучение выступает как следствие проявления самостоятельной познавательной и творческой деятельности ребенка.
На основе программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры классической музыки» разработан план музыкального занятия с детьми дошкольного возраста, который позволил применить и решить следующие задачи:
- Получение разнообразных музыкальных впечатлений, которые способствуют накоплению слухового опыта у ребенка;
- Развитие музыкальных способностей ребенка;
- Развитие воображения, которое является высшей психической функцией и теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием);
- Формирование творческой индивидуальности личности.
Успешное решение задач музыкального воспитания зависит от качества используемого репертуара и методов обучения.
Метод чувствованного вживания посредством образных, музыкальных представлений расширяет образы и ощущения, является образным продуктом, который развивает мышление и творческий потенциал личности ребенка.
Метод образного виденья, где происходит процесс образно эмоционального исследования произведений.
В данном варианте для формирования личностные УУД, предлагается использовать такой методический приём, как групповое творческое задание, в котором дети имеют возможность внести свой вклад и индивидуально проявить себя.
Примером может служить занятие с использованием материала контрастных по настроению классических произведений: И.С. Баха («Шутка») и Л.В. Бетховена (« Лунная соната»). В процессе проведения занятия предлагается детям послушать, о чем рассказывает музыка, и представить её. После прослушивания задаются наводящие вопросы:
- Понравилось ли вам музыкальное произведение?
- Что вы представили, слушая музыку?
- Какая она по настроению?
- Как можно назвать это музыкальное произведение, и как мог назвать его композитор?
Далее детям предлагается передать всё в движении, свободно подвигаться в соответствии с настроением музыкального произведения. При этом следует поинтересоваться, вывести ребёнка на деятельный подход в обучении:
- Можно ли передать музыку и настроение музыкального произведения?
- Предложить детям исполнить её на музыкальных инструментах.
После этого дети слушают другое, контрастное по настроению музыкальное произведение. Так же задаются наводящие вопросы, предлагается мимикой передать настроение двух разных музыкальных произведений.
Можно воспользоваться методическим материалом, например, простой, вырезанный из белого картона круг «смайлик», который может рассказать о весёлом и грустном настроении. Далее, предложить детям придумать, на что это может быть похоже и как при помощи этих «смайликов» передать музыку.
В данном примере дети в соответствии с радостной композицией «Шутка» И.С. Баха выбирают веселого «смайлика», они также могут придумать ему имя. Как правило, дети с большим воодушевлением это делают. После того, как дети придумали имя весёлому «смайлику», в дальнейшем, и грустному, педагог подводит к тому, что тоже может предложить свое имя и называет – «Мажор» и «Минор». Все это не только даёт детям проявить свои творческие способности, но и знакомит детей с новым музыкальным термином. После этого можно переходить к следующей части, когда педагог обращает внимание детей на то, на что могут быть похожи «Мажор» и «Минор». Например: капельки, которые поливают землю, цветочки на сказочной полянке. Весёлым летним дождиком – под музыкальное произведение «Шутка» И.С. Баха. Холодным осенним дождиком – музыка Л.В. Бетховена.
В конце занятия детям задаются вопросы закрепляющего характера по прослушанному материалу, направленные на выражение своих впечатлений.
Формирование и развитие универсальных учебных действий у ребенка-дошкольника посредством развития творческого потенциала на музыкальных занятиях способствует дальнейшему развитию личности ребенка, что даёт возможность детям становиться активными деятелями учебного процесса. Овладевая универсальными учебными действиями, ребёнок не потеряется в непрекращающемся потоке информации, а приобретёт очень важное умение – умение учиться.
 

 

 

 

 

"ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ"

фото

 Актуальность темы: Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества и, конечно, родителей.  Состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Влияние музыки на состояние здоровья детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, петь и двигаться под музыку; что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их - повышает иммунитет  снижает напряжение и раздражительность.

В настоящее время для педагогов современного общества остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия. Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня всё больше поражают дошкольников.

Ещё в 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».

М. Л. Лазарев считает, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – дыхательную, сердечнососудистую.

3) Психологический фактор  способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Музыка ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, влияет биохимические процессы организма.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.

 Музыка помогает, когда ее слушают.

 Сохранению и укреплению здоровья детей в семье содействуют все виды деятельности, связанные с музыкой  (слушание музыки, пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах.

Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает большой оздоровительный и воспитательный эффект.

Слушать музыку следует, словно пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание. Важно также помнить о регулировании громкости музыки, слишком громкое ее звучание вредно для здоровья, так как утомляет нервную систему, и продолжительности общения с ней, так как слушание музыки часами может вызвать усталость и раздражение.

Очень полезно использовать рисование под музыку как один из приемов арттерапи рисуется не столько содержание музыки, сколько музыкальные впечатления, переживания связанные с прослушанной музыкой, что, способствует самовыражению, раскрепощению.

 Роль пения для здоровья детей.

 Искусство пения – это и есть прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.   Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких.  На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние.

Врач-фониатр Е.И. Алмазов: «Пение… доставляет поющему удовольствие,…упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье».

Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще  Дети любят петь и охотно поют. Пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. При соблюдении гигиенических условий, то есть при пении в проветренном  чистом помещении – развиваются и укрепляются лёгкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Надо оберегать детский голос. Следит за тем, чтобы дети пели естественным звуком, не кричали во время пения, не говорили слишком громко, и сами громко не разговаривайте с детьми.  особенно на улицах в сырую холодную погоду.  Крик, шум портят голос, притупляют слух детей и отрицательно влияют на нервную систему.  Не следует поощрять пение с детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха детей, а особенно громкое их исполнение наносит вред голосовым связкам ребенка.

Роль пения и дыхательной гимнастики для здоровья детей.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательную  гимнастику можно начать с игровых упражнений.

Дыхательное упражнение  «Шум моря»
 Слушаем (в записи) звуки моря, а затем - «дышим, как море».  Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем  вверх руки. А потом – выдыхаем  на звук «Ш» и опускаем руки.

Дыхательное упражнение «Одуванчик»

Вдох через нос – лёгкий, бесшумный, выдох – через рот, со звуком восхищения «ах!».

Дыхательное упражнение  «Воздушные Шарики»

    Активный вдох, подносим воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы начинаем надувать его. Нужно следить глазами за тем, как  шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Надо дуть осторожно, чтобы шарик не лопнул. А потом, можно показать красивые  шары друг другу.

Дыхательное упражнение  «Шарик спускается»

 Глубокий медленный вдох – через нос, медленный выдох – через рот на звук «ссссс»

 Дыхательное упражнение  «Ладошки»

Ладушки-ладошки,  звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то -  спокойно выдыхаем.

"Кто много поет, того хворь не берет!"

Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае.

Гласные.

“А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

Звукосочетания.

“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования.

“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать.

Музыкальное движение - интересная и эффективная  форма музыкально – оздоровительной деятельности.

 Музыка в сочетании с движениями дает возможность: создания приподнятого настроения; выражения и разрядки отрицательных эмоций, способствует психологическому раскрепощению ребенка.

Звучание музыки, влияя на физиологические процессы детского организма, повышает работоспособность его сердечно - сосудистой, мышечной и дыхательных систем.

В то же время при выполнении движений под музыку можно говорить и о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональности, отзывчивости, слуха.

Предложите детям потанцевать, и сами примите в этом участие. Вы можете включить звучание  оркестра народных инструментов, с записями старинных танцев (менуэт, гавот, краковяк, мазурка) и энергичных современных танцев. В это время и сами отдохнете и сбросите накопившуюся усталость. Танцевать с детьми нужно как можно чаще, но не подолгу, внимательно следя за физическим и психическим состоянием ребенка. Следует давать ребенку возможность свободно импровизировать, выражать через движение свои чувства и эмоции, что эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Танцетерапия – как технология музыкального воздействия.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Музыкально-ритмические движения и танцы выполняют релаксационную функцию, помогая добиться  эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление,

формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость.

 Движения и танец снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом.

Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Как звуки вокруг нас влияют на здоровье детей.

Экспериментирование со звучащими предметами – это особая форма активности детей, которая позволяет развивать  познавательный  интерес к окружающему миру звуков, различать звучание разных предметов по высоте, интенсивности; развивать  мелкую моторику кистей рук; формировать чувство ритма. Можно сделать с ребенком различные самодельные музыкальные инструменты: свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие, стараясь добыть с ребенком как можно больше разнохарактерных звучаний, чтобы со звуком у вашего ребенка связались самые разные понятия: громкий, тихий, глухой, звонкий, грубый, нежный, грустный, весёлый, спокойный. Обратите внимание детей на звуки  живой  природы: журчанье ручья, скрип снега, шелест листьев, пение птиц - них радость и здоровье наших детей и постарайтесь оградить от раздражающих жизненных шумов и  потока музыки, культивируемой СМИ. Ее сверхбыстрые или тяжелые ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, низкое качество не могут оказать благотворного влияния на здоровье ребенка.

Влияние музыки на нервную систему ребёнка.

  Музыка обладает сильным психологическим   воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

  Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон; стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает  дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Музыка для детей в течение дня.
Для утреннего времени можно использовать мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

   Для приятного дневного отдыха или сна (расслабления после школьных уроков) можно воспользоваться классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы.

    Для вечернего времени(перед сном) можно использовать тихую, нежную, легкую музыку.

Музыка для вечернего времени.

Релаксационное упражнение

 «Волшебный сон». Можно слушание музыки сопровождать текстом.

«Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной, мягкой травке -
Греет солнышко сейчас,
Ножки тёплые у нас.
Дышится легко… ровно… глубоко.
Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья» .
(В.М.Бехтерев)

Использование музыки и пения   в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности детей, сохранять и укреплять их здоровье. Создание эмоционального комфорта средствами музыки и пения в семье – важнейшая задача успешного физического и психического развития ребёнка.

 

 

 

 

"РОЛЬ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

фото  

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку -  значит различать, её характер, следить за развитием муз образа: сменой интонации, настроений.

МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ - называют состоявшееся  восприятие: прочувствованное  и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть  восприятие  направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха  (восприятие музыки) » Назайкинский Е.В.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИупотребляется в двух значениях: как синоним восприятия музыки и как компонент музыкального занятия.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ – основной вид  музыкальной деятельности, т.к. именно оно предшествует всем остальным видам.

ФОЛЬКЛОР  (англ. Folk - lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.

    Восприятие – это отражение в коре головного мозга  предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.  

Восприятие музыки – ведущий и самый сложный вид музыкальной деятельности. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.  Важно у дошкольника формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением  опыта, по мере овладения речью, ребенок начинает воспринимать музыку более осмысленно, сравнивать музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.

У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта и  опыта слушания музыки - восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка  у них  вызвать более богатые жизненные ассоциации и  чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия  во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него  формируется негативное отношение к «серьезной» и народной  музыке. Такая музыка не вызывает у него  эмоционального отклика, т.к. человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина писала: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если  у человека   развито восприятие, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании, а при повторных прослушиваниях  музыкальный образ углубляется,  открывается новыми  гранями.  В детском  возрасте, когда опыт восприятия музыки еще мал,  требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Умение различать нюансы  музыки  развивается, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе  выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться через  все виды музыкальной  деятельности.

На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок  прослушивает  музыку  и  начинает  привыкать  к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия  различной по стилю музыки, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Постепенно  круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно широко использовать музыкальное  детское исполнительство – пение, музыкально - ритмические  движения,   игру на музыкальных инструментах.

Восприятие  ребенка так же тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию

     В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, вновь возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор -  одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры всегда был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Различные жанры народного творчества  мы называем фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.

Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.

Наиболее нам известна    народная  музыка центральной  России и Поволжья. Россия обладает огромной территорией, однако далеко не всё население её славянского происхождения.  В давние  времена на территории Руси побывали:  готы, гунны, авары, болгары, мадьяры, хазары; влияние их культуры осталось, но оно никогда полностью не заглушало славянский склад, характерный для сегодняшней России.

Музыкальное творчество русских композиторов с XIX века было тесно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века

Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и широко использовали их в своих произведениях, Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала  народную.  Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах, при этом не теряли своеобразия собственного музыкального языка.

История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.

Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор  проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Он  воплотил в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показав ее изумительную красоту и мощь. «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал   когда – то М.И. Глинка.

Часто источником возникновения народной музыки являлись звуки природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека.

Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.

      Детский фольклор – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Колыбельные песни – успокаивали  ребенка, усыпляли  его.

Поэзия пестования,  ухода за ребенком – это поэзия ласковых прикосновений к нему.

Потешки  - всегда удовлетворяли  потребности  ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.                Подрастая,  дети участвуют в играх сверстников, осваивают их (считалки, песенки, заклички, скороговорки, игровые хороводы и т. д.),  а потом  уже включаются и в творческий процесс создания своих простейших  попевок  для игр, считалок, дразнилок.

Б. М. Теплов, отмечает, что фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное  восприятие  жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.   Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труде  человека, его взаимоотношениях с природой,  жизни в коллективе.

     Предаваясь от одного поколения к другому, произведения детского музыкального фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском музыкальном фольклоре  находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.

    Знакомство с фольклором  помогает  приобщить дошкольника  к миру духовно - нравственных ценностей,   почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

     Поэтому имеет значение, с какими образцами народной  музыки и как  мы знакомим детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываем у детей. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности.

 

 

 "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

фото  
   

 Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребе6нка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, диалог  персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, активно пополняется.  Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются,  когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Активное участие ребят и родителей в подготовке атрибутов, костюмов,  декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило,  имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.  Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него,  живет его жизнью – это самый частый и распространенный вид детского творчества, формирующийся с помощью театрализованной деятельности.  Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему  контролю  за своим поведением.

                                                    

 

 

 

"ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА"

фото  

О положительном  влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей. Многие родители желали бы, чтобы их ребёнок был чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей. Тем не менее, не все еще знают о том,что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!  Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у  своего ребёнка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Потому, что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения - их вынуждали это делать в угоду их же родителям. В наш век родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос: «Почему прекратились музыкальные занятия?» -  звучит практически стандартный ответ: «Ребёнок сам не захотел, у него появились другие увлечения».  Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей выглядит очень сложно. Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки так же, как их дети? В этом нет никакой необходимости. В основе любого образования лежит, в первую очередь, интерес. Чтобы в самом начале у ребёнка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддержать интерес долгие годы, требуется целенаправленность, терпение и специальные знания. Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог  послушать музыку, поиграть на детских музыкальных инструментах; посещать концерты, театральные постановки, соответствующие возрасту детей с последующим обсуждением. Активное участие семьи в процессе музыкально – эстетического воспитания детей дома и в мероприятиях детского сада способствует развитию музыкальных способностей и интереса дошкольников к дальнейшему обучению музыке.

 

 

 

 

"МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

фото  

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под  влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.
Музыкальное воспитание в детском саду направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализацию психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие
равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи. «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды музыкальной деятельности - это слушание музыки и исполнительство (пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество).

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной
деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство:
• Игра на музыкальных инструментах - развитие внимания и памяти, координации движений, музыкально-ритмического чувства.

• Пение - давно используется,  как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально – ритмические  движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально – ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Помимо упражнений, к музыкально - ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают  координировать пение и движение, они могут использоваться также и в самостоятельной деятельности детей.
Творчество – предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

 

 

 

 

 

"КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

фото  


Упражнения на релаксацию (музыкотерапия).
Упражнение «Шум моря».
Дети слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

Упражнения по ритмотерапии.
Упражнение «Пузырьки воздуха».
Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.
Упражнение «Цапля».
Дети поют любой звук и стоят как можно дольше на одной ноге, разведя руки в стороны, как крылья. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног.

Упражнения по музыкоизотерапии.
Упражнение «Ковер-самолет».
В этом упражнении предложить детям полетать на ковре-самолете вместе с Иваном Царевичем. Дети рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Педагог по очереди дотрагивается до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.


Упражнение «Спящая царевна».
Учащиеся рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Спящая царевна». Им предлагается представить себя в образах разных сказочных персонажей картины, и замереть в характерной для этого персонажа позе. Затем педагог дотрагивается до них по очереди и все «просыпаются», и танцуют в соответствии с выбранными образами под музыку П. Чайковского из балета «Спящая красавица».
Вокалотерапия.
«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз» - Попросить ребенка пропеть свое имя или какую-либо фразу (то, что он сейчас делает).

Упражнение по фольклоротерапии.
Упражнение «Кто на чем играет?»
Дети, не видя инструмент, должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов.


 

 

 

"ПРИЧИНЫ УЧИТЬ РЕБЁНКА МУЗЫКЕ"

фото  

Не смотря на то, что ребёнок фальшиво поёт  песню Чебурашки.  Не смотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребёнка «на музыку». Несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский,  секция по плаванию, балет и прочее -  есть веские причины учить ребёнка  музыке. И эти причины должны знать современные родители.
Играть – это следовать традиции.  Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
Музыка – это воспитание характера. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину. Заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов,
Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя «сломать» ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
Музыка структурна  и  иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Внимание, родители будущих  инженеров,  администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Внимание,  родители будущих основателей бизнес - империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Внимание,  родители, ожидающие помощи и поддержки в старости!  Музыканты мягкосердечны и. одновременно, мужественны. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Занятия музыкой приучают «включаться по команде».
В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть причины последовать их вдохновляющему примеру!

 

 

 

 

"РОЛЬ ПЕНИЯ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ"

фото  

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:  положительно влияет  на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает кровообращение,  восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. При помощи пения можно улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание. Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

При диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре.  Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг. Пение является отличной профилактикой простудных заболеваний, способствует  снятию стрессов, эмоциональной стабильности, укреплению нервной системы.

Система вокалотерапии  включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.

Звук  «А-А-А» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани;

Звук  “О-О-О” оздоравливает среднюю часть груди;
Звук «И-И-И» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук «М-М-М» — с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья.

Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с  заикающимися детьми. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье.

А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».

С чего же начать? Дыхательную  гимнастику можно начать с игровых упражнений.

Дыхательное упражнение  «Шум моря»
 Слушаем (в записи) звуки моря, а затем - «дышим», как море.  Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем  вверх руки. А потом – выдыхаем  на звук «Ш» и опускаем руки.

 Дыхательное упражнение  «Воздушные Шарики»

    Активный вдох, подносим воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы начинаем надувать его. Нужно следить глазами за тем, как  шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Надо дуть осторожно, чтобы шарик не лопнул. А потом, можно показать красивые  шары друг другу.

 Дыхательное упражнение  «Шарик спускается»

Глубокий медленный вдох – через нос, медленный выдох – через рот на звук «ссссс»

Дыхательное упражнение «Одуванчик»

Вдох через нос – лёгкий, бесшумный, выдох – через рот, со звуком восхищения «ах!».

Дыхательное упражнение «Пушистый одуванчик»

Активный долгий вдох -  набираем много воздуха, чтобы сильно дунуть  на одуванчик, который распушился. Можно использовать вату или пушинку (гусиный, утиный пух). Говорим, что создадим в комнате снегопад, удерживая пушинку в воздухе, как можно дольше.

Дыхательное упражнение  «Ладошки» 
(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки,  звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то -  спокойно выдыхаем.

Пение – уникальная дыхательная гимнастика. Искусство пения - это и есть прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете  усталость  и напряженность – совет один – пойте! Пойте все, что вы можете и помните, даже если никогда этому не учились. Гораздо полезнее петь не в одиночестве, а всей семьей.

 

 

 

"ЛЕЧЕБНАЯ МУЗЫКА"

фото  

    Учеными- психологами доказано, что музыка оказывает влияние на здоровье человека и создали целое направление в официальной медицине - музыкотерапию. Так установлено, что:

-скрипичная и фортепианная музыка – лечит нервы,

-виолончель – помогает при заболеваниях почек,

-флейта –  расслабляет и помогает при бессоннице,

-арфа – незаменима при заболеваниях сердца,

-гобой и кларнет – для тех, у кого больна печень,

-саксофон – придёт на помощь мужчинам.

     Психологи заметили, что слушая музыку Гайдна, Моцарта, большинство людей ощущает прилив бодрости.

    Музыка Моцарта снимает головную  боль, усталость, депрессию, избавляет от простуды. Этот «феномен» так и назвали - « эффект Моцарта».

     Композиторы-романтики Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский, незаменимы для снятия стресса. И не важно, слушаете ли вы музыку или исполняете её сами. В последнее время подтвердилась теория влияния вокального пения на организм человека. Во время пения происходит как бы  мягкий массаж горла, лёгких, бронхов, диафрагмы, что тренирует,  укрепляет и стимулирует их работу.

Поэтому не удивительно, что среди певцов  так много долгожителей.

 Духовная и религиозная музыка – снимает болевой синдром.

Джаз, блюз – поднимает настроение, избавляет от депрессии.

Рок-музыка – в небольших количествах, снимает нервное напряжение и мышечную усталость.

Жёсткий хард-рок – может вызвать неосознанную агрессию.

Музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева избавит от неврозов и раздражительности.

    Для профилактики утомляемости можно слушать: «Времена года» Чайковского, «Утро» Грига, романс «Вечерний звон», мотив русской песни «Русское поле».

     Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона, в  лечении гастрита поможет «Соната №7» Бетховена, головную боль снимет прослушивание «Полонеза» Огинского.

                           

              

 

 

                                                          

 


 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

независимая оценка качества

код

Телефоны доверия

баннер

фото

фото

Книга памяти: Дети войны

фото

ЕСИА логотип

баннер

персональные данные дети

баннер

Навигатор дополнительного образования детей в Самарской области

баннер

баннер Методические рекомендации Роскомнадзора

Результататы независимой оценки качества оказания услуг логотип

Контактная информация

красный бант Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Алёнка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445021, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Голосова, 101
Тел. 7-8482-285707
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №54 «Аленка» городского округа Тольятти (ИНН 6323025483), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 54 "Алёнка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 54 "Алёнка" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ детского сада № 54 "Алёнка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду. 
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>, а также локальными актами МБУ: 
Положением о защите персональных данных работников; Положением об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей); Положением об официальном сайте в сети Интернет; Согласия на обработку персональных данных