• Титульный

Главное меню

Федеральная сетевая инновационная площадка

Социальная реклама

Развитие слоговой структуры слова у детей

Учитель-логопед Прохорычева Екатерина Владимировна предлагает:

Игровые приёмы работы по формированию слоговой структуры слова у детей

У детей с общим недоразвитием речи практически всегда можно встретить нарушения слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это проявляется при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.
Варианты искажения слоговой структуры слов...

Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток), «на» (луна), «гуница» (гусеница), «капу» (капуста).
Итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава), («дирижабил» – дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).
Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул); вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).
Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).
Важно вывести детей на высокий уровень сформированности слоговой структуры слова, так как низкий уровень будет приводить к невозможности освоить процессы чтения и письма в начальной школе. Чаще всего логопеды могут наблюдать в этом случае дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и/или фонематическую дислексию.
У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе именно игровые приемы и позитивный эмоциональный фон способны заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения незаметным, быстрым и эффективным.
Анализ литературных источников позволил выделить игровые приемы по формированию слоговой структуры слова у детей.
I. С опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
1. Измерение количеств слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнул три раза);
2. Назвать на картинке лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха).
3. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма);
4. Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на);
5. Собирание разрезной картинки, на которой количеств частей соответствует количеству слогов, называние каждого слога отдельно и слова целиком (со-ба-ка, используется разрезная картинка собаки из трех частей);
6. Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов;
7. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);
8. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;
9. «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;
10. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько
слогов в слове (мед-ведь)
11. Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко-молоко);
12. Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке;
13. Составление слогов из букв разрезной азбуки;
14. Составление слова из карточек- слогов;
15. Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака);
16. Поиск на картинке и последующее называние слова с заданным слогом (слог НА находится в составе слов панама, канава);
17. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
18. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
19. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
20. Отстукивать карандашом количество слогов в слове, изображенном на картинке;
21. Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов (металлофон, барабан и др.);
22. Отстукивание ритма рукой по столу в такт счета взрослого; взрослый меняет ритм: то убыстряет его, то замедляет;
23. Распределение односложных и двусложных слов на две группы с опорой на наглядный материал;
24. Поиск в комнате предметов с короткими или длинными названиями. Найдя предмет, ребенок называет его;
25. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть, если неправильно;
II. Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
1. Повторение за взрослым, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;
2 Называние слова, которое соответствует заданному количеству слогов;
3. Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);
4. Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);
5. Подсчет в уме количества слогов, которые произнес взрослый (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
6. Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я», са-со…);
7. Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);
8. Называние самого длинного, самого короткого слова из предложенных;
9. Ребенку предлагается придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хоро-шо; ши-ши-ши-малыши…
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!
Подготовлено с использованием интернет-ресурсов.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

независимая оценка качества

код

Телефоны доверия

баннер

фото

фото

Книга памяти: Дети войны

фото

ЕСИА логотип

баннер

персональные данные дети

баннер

Навигатор дополнительного образования детей в Самарской области

баннер

баннер Методические рекомендации Роскомнадзора

Результататы независимой оценки качества оказания услуг логотип

Контактная информация

красный бант Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Алёнка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445021, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Голосова, 101
Тел. 7-8482-285707
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №54 «Аленка» городского округа Тольятти (ИНН 6323025483), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 54 "Алёнка" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 54 "Алёнка" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ детского сада № 54 "Алёнка"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду. 
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»>>>, а также локальными актами МБУ: 
Положением о защите персональных данных работников; Положением об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей); Положением об официальном сайте в сети Интернет; Согласия на обработку персональных данных